Гидроизоляция подземных паркингов и парковок
На сегодняшний момент широко развивается процесс урбанизации, увеличивается количество населения, растёт плотность застройки. Строительные объекты набирают высоту вверх, наращивают подземную этажность. Подземные сооружения отдают под помещения технического назначения, автомобильные парковки. Подземный паркинг является актуальным при строительстве крупных жилищных комплексов, торговых и бизнес- центров. И позволяет сэкономить полезную наземную площадь, необходимых для парковых зон, детских и спортивных площадок. Подземная парковка является неотъемлемой частью современной инфраструктуры города. Подземный паркинг представляет собой сложный объект, окружённый со всех сторон грунтовыми водами. Для того, чтобы подземная парковка служила долго, и не возникали проблемы с её эксплуатацией необходимо уделить пристальное внимание гидроизоляции данного объекта.
Особенности строительства подземных паркингов:
- Строительство подземных парковок чаще всего связано с дополнительными сложностями, затратами на инженерно – геологические исследования по изучению свойств грунта, мониторингу уровня грунтовых вод. Воздействие воды на подземную конструкцию приводит к разрушению парковки, а лужи создают определённый дискомфорт для автовладельцев. Отсутствие солнечного света и повышенная влажность и проблемы с вентиляцией приводят к появлению грибковой плесени.
Сезон дождей и обильное таяние снега приводят к тому, что происходит заливание подземной парковки. Из-за этого ещё на стадии проекта подземного паркинга важно уделить пристальное внимание системе гидроизоляции подземного объекта, вентиляции и внутренним дренажным работам.
В случае пренебрежения гидроизоляционными работами может произойти то, что вода проникнет вглубь в стыки, трещины и швы подземной парковки. Также в процессе эксплуатации могут обозначиться и другие лазейки, и вода проникнет даже в бетон. В этом случае, подземная гидроизоляция является важной задачей. Данные работы должны быть организованы и проведены качественно. В ином случае могут образоваться лужи и плесень, что приведёт к внеплановому ремонту паркинга. Качественно проведённые работы по гидроизоляции подземных парковок обеспечат долговременную эксплуатацию парковок.
- Сложности при обследовании и ремонте. После завершения строительства паркинг будет скрыт от глаз под видом благоустройства. Проектирование конструкций, защитных систем, монтаж требуют огромного профессионализма. Так, при открытом способе строительства, полном доступе к гидроизоляционной системе выполнить диагностику и ремонт выявленных дефектов — это простая задача. Выполнение обследования подземного паркинга, его ремонта связано с обширными демонтажно – монтажными работами, нарушением режима эксплуатации объекта, потерями имиджа для застройщика.
- Необходимость сразу качественного монтажа. Необходимо жёсткое соблюдение нормативов, требований проекта, рекомендаций производителя. Данную проблему лучше предотвратить, чем бороться с последствиями.
Проектирование подземного паркинга
Перед началом монтажа собирают исходные данные: результаты изысканий, функциональные требования, особенности региона строительства и самого объекта, а также прилегающие здания и сооружения.
При выборе способа гидроизоляции и коррозионной защиты подземного паркинга необходимо учитывать требования ГОСТ Р ИСО 140040, провести анализ технико- экономических показателей, заложенный срок службы, эксплуатационные затраты, а также расходы на текущий и капитальный ремонт.
Важными документами для проектирования и строительства изоляционных систем защиты от подземных вод заглубленных сооружений и паркингов являются следующие:
- СП 72.13330;
- СП 28.13330;
- СП 45.13330;
- СП 71.13330;
- СП 70.13330;
- ППР или индивидуальные технические регламенты.
Наиболее важными направлениями для подготовки и планирования гидроизоляционных работ являются:
- Выбор материалов, учитывая возможное наличие химических и биологических процессов в воде и грунте, агрессивных сред;
- Проработка всех проходных узлов сквозь гидроизоляцию. Это вводы-выводы коммуникаций, вентиляцию;
- Устройство деформационных швов, холодных швов бетонирования;
- Сопряжения с внешними элементами благоустройства;
- Теплотехнический расчёт, предназначенный для понимания необходимости теплоизоляционного слоя и его толщины.
Требования, предъявляемые к организации гидроизоляционных работ подземных парковок
С организацией работ по гидроизоляции паркинга помогают ППР, локальная технологическая карта для конкретного объекта. Также в документации описывается порядок выполнения монтажа, зависящий от выбранных материалов и технологий.
Однако, наравне с СП и ППР необходимо пользоваться инструкциями, требованиями производителей материалов.
Основными направлениями работы по организации подземного паркинга являются:
- Выбор технического решения;
- Расчёт материалов;
- Определение технологической последовательности;
- Составление календарного плана работ и поставок материалов;
- Контроль качества материалов и работ.
Организация гидроизоляционных работ подземных парковок.
Создавая проект гидроизоляции подземных парковок в первую очередь важно учитывать местные особенности объекта. Также при проектировании важно, чтобы сборные железобетонные конструкции плохо сопротивлялись проникновению воды. Обычные тепловые и деформационные швы не подходят для подземных паркингов, так как делают проблему с влажностью ещё более явной.
При проектировании подземных парковок выделяются следующие проблемные места:
- Деформационные швы– представляют собой специальные стыки, допускающие деформацию конструкции в пределах, которые заложены в проекте, независимо от других частей строения;
- Стыки и швы, образующиеся в сборной железобетонной конструкции или при проведении бетонирования;
- Выводы инженерных и коммуникационных систем;
- Точки выхода арматуры;
- Места брака, вызванные при строительстве технологическими нарушениями.
Способы гидроизоляции паркинга и современные материалы
В современных строительных работах чаще всего используют три способа гидроизоляции:
- Проникающая гидроизоляция. Для этих целей чаще всего используют специальную смесь «Пенетрон». Данный способ гидроизоляции равен сроку службы самой подземной парковки;
- Рулонная гидроизоляция, с использованием рулонных материалов, используемых для наружного применения «Бикрост» и «Лизол». Рубероид обеспечивает гидроизоляционный слой между внешним грунтом и парковочными конструкциями;
- Инъекционная гидроизоляция. Производится путём нагнетания специального состава, создающего гидроизоляционную прослойку как внутри, так и снаружи конструкции- т.е. между парковкой и грунтом.
Внешняя гидроизоляция. Чаще всего внешняя гидроизоляция подземной парковки из- за сильные углубления испытывает весьма ощутимые серьёзные механические нагрузки, которые связаны с напором грунтовых вод.
Поэтому, следует предпочесть рулонные гидроизоляционные материалы, обмазочным. Рубероид, который посажен на мастику обеспечит прочный и надёжный гидроизоляционный слой.
Проникающая гидроизоляция. Бетон, по своей структуре имеет пористый характер, чем и пользуются грунтовые и талые воды, проникающие внутрь конструкции. Данную проблему может решить проникающая гидроизоляция, которая образует в порах и трещинах бетона кристаллы, нерастворимые в воде и запирающие капиллярные каналы. Глубина залегания таких кристаллов может достигать 15 см. Но для достижения лучшего гидроизоляционного эффекта подземный паркинг следует обработать со всех сторон.
Инъекционный способ гидроизоляции. Метод инъекционной гидроизоляции заключается в нагнетании под давлением полимерного материала в специально запланированные в процессе проектирования каналы, прилегающие к внешней стороне. Раствор, попадая в углубление между подземной парковкой и грунтом заполняет трещины, образуя при этом прочный гидроизоляционный слой.
Для гидроизоляции паркингов чаще всего используют следующие виды материалов:
- Битумно- полимерные рулонные. Рулоны заводского исполнения имеют стабильные технические характеристики, обладают долговечностью, водопроницаемостью, надёжностью, монтируются в широком температурном диапазоне (до -25 градусов по Цельсию), химической стойкостью. Рулонная гидроизоляция допускает укладку на основание со сплошной приклейкой или методом свободной укладки с механическим креплением и сваркой швов. Она может быть уложена как в один слой, так и в несколько.
- Мастики битумно- полимерные. Битумные мастики широко используются в качестве самостоятельного состава или для приклейки битумно- полимерных рулонных покрытий. Применение мастик оправдано для неглубоких конструкций с низким уровнем грунтовых вод. При механизированном способе нанесения можно выполнить до 1000 квадратных метров за рабочую смену;
- Полимерные композиции. Они создают бесшовную эластичную гидроизоляцию с широким диапазоном применения в строительстве. Полимерные составы являются альтернативой традиционной гидроизоляции подземных паркингов. Главными плюсами использования полимерных составов являются: универсальность, бесшовное покрытие, стойкость к механически ми химическим воздействиям, высокая адгезия с основанием, возможность применения на объектах со сложной конфигурацией;
- Полимерная мембрана. Представляет собой современный технологичный материал с высокой адаптивностью к сложным объектам и инженерно-геологическим условиям. Изоляционные системы с применением ПВХ- мембран позволяют обеспечить высокую степень защиты и монтируются за короткие сроки практически круглогодично. При этом укладка выполняется в один слой со сваркой швов. Что предотвращает контроль за влажностью бетона и нанесению грунтовки. Главным уникальным свойством мембран является эластичность при растяжении до 350-600%. А также при укладке на неровное основание полимерные мембраны повторяют неровности без трещин и разрывов. Монтаж может производиться в один или два слоя. При этом, изолируемая площадь парковки делится на карты площадью до 150 квадратных метров с помощью наружных гидрошпонок, в которые вставляются специальные штуцеры и система инъекционных трубок. Однако, если при эксплуатации возникнут протечки, то через эти трубки можно контролируемо закачать ремонтный состав. Этот процесс точечный, не требующий много времени, можно использовать минимальный расход составов, и может проводиться без объёмных демонтажно- монтажных работ. Следует отметить, что при сварке полотен мембраны методом двойного шва каждый стык можно проверить под давлением в любой момент выполнения. Что гарантирует надёжность гидроизоляции паркинга.
Заключение.
Гидроизоляция подземных паркингов представляет собой важный и обязательный процесс при их строительстве. Если пренебречь гидроизоляционными работами, то потребуется дорогостоящий ремонт конструкции.
Качественная гидроизоляция повышает срок эксплуатации паркинга, предотвращает незапланированные ремонтные работы и не допустит появления плесени и протечек.